понедельник, июля 30, 2007

Земля под небесами

Другие берега

Дудинчанка Светлана Богданова – заядлая путешественница. Ездит по миру почти 13 лет. Была в Тунисе, Великобритании, Ирландии, Швеции, Финляндии, Австрии, Андорре, Испании, Франции, Монако, Португалии, на о. Мадейра, в Макао, на Кубе, в Болгарии и других странах. Все их она с ходу и сама уже не припомнит. Недавно Светлана два месяца (!) путешествовала по Китаю. Со своим девятилетним сыном Максом.

Дудинчане – люди нам не чужие. Как и Китай – не чужая нам страна: каждый год в Поднебесную ездят многие жители Норильска. «Заполярка» начинает публиковать «путевые заметки» Светланы Богдановой о путешествии по экзотической стране, по маршруту (приготовьтесь!) «Пекин – Лоянь – Шаолинь – Денгфен – Хуашань – Сиань – Ченду – Лэшань – Куньмин – Шилин – Кайли – Лейшань – Лангде – Ронзян – Саньянг – Лоншень – Хепинг – Пиньян – Гуйлинь – Яншо – Шеньжень – Гонконг – Макао – Гуанчжоу – Ханчжоу – Сучжоу – Шанхай – Циндао – Лаошань – Пекин». Примечательно, что Светлана отказалась от поездки в тургруппе и поехала «дикарём». Оказалось, что это – совсем не страшно. Боевое крещение Так как о своих путешествиях пишу я больше для себя, чтобы, будучи в преклонном возрасте, под лаской плюшевого пледа, раскачиваясь в кресле-качалке и раскуривая трубку, вещать внукам о своей боевой юности, произведение сие будет объёмным, каким и положено быть описанию двухмесячного путешествия.

– Что Вы думаете о Китае?

– Мне нравится Китай.

– Спасибо!

Из традиционного диалога между китайцем и туристом. Группа российских граждан мечется по пустому ночному аэропорту Пекина в поисках, где бы перейти границу... Нашли!!! Из «самостоятельных» были только мы с Максом. Таможенник ставит штамп въезда, одна минута – и мы в Китае. «Организованных» туристов быстро «расхватали» гиды, и мы остались в пустом аэропорту одни. Выдохнули, сняли юани в банкомате и взяли такси в город, продемонстрировав водителю распечатку с адресом хостела. (Хостел – гостиница категории «одна звезда». – Ред.)

Китайские водители – это песня отдельная. Хорошо, если они могут сказать «хэллоу», но чаще не могут и этого. Итак, китайское такси с китайским водителем везёт нас в три часа ночи по ночному Пекину. Тогда я ещё не знала, что в Китае можно спокойно разгуливать в любое время суток, а уж таксист – тот вообще первый товарищ, только не понимает никаких языков, кроме китайского, и потому собеседник из него никакой. Наш водитель так и не смог найти нужный хостел, но... выключил счётчик и продолжил поиски бесплатно, то есть задаром. Он принялся ездить по каким-то катакомбам, где бомжеватого вида китайцы жгли костры и жарили что-то – наверное, крыс. Когда он выбегал из машины спросить у них совета, отдельные представители местного населения заглядывали через окна в машину и внимательно нас рассматривали...

Жутковато как-то... На часах 4.30 утра, на счётчике – 110 юаней (1 юань – это примерно 3 рубля 35 копеек. – Ред.), кругом ночь, хостел не найден – я в панике! Начинаю ненавидеть Китай. Водителю сказано везти нас в замеченный по дороге огромный отель Beijing International, где и нашли ночлег два великих бэкпекера (путешественника. – Ред.)... за 1300 юаней. Я на измене! Я ещё больше ненавижу Китай!

...Пять утра. Мы имеем номер в пятизвёздной гостинице с окном во всю стену, чек-аут через девять часов (добрая китайская девушка на рецепшне, посмотрев на нас, сдвинула чек-аут с 12 до 14 часов дня – забесплатно!) и стойкое намерение завтра же утром ехать в аэропорт и за любые деньги улететь обратно. (Чек-аут – процедура выселения гостя из гостиницы. – Ред.) ...Полдень. Проснувшись, Макс распахивает шторы, и в наше окно во всю стену врывается солнце, доносятся автомобильные гудки, видны небоскребы с огромными красными иероглифами на фасадах – там кипит жизнь! Значит, здесь живут люди! Значит, и мы сумеем! Решено не ехать в аэропорт, а внедряться в китайский тыл. И, взвалив рюкзаки за спину, покидаем свой пентхаус и выдвигаемся на разведку. Но доверия к этой стране пока нет – я же помню, как ненавидела её вчера.

Начало любви

И всё-таки это чувство мало с чем сравнимо – когда первый раз ступаешь на улицы новой страны, вдыхаешь её воздух, слышишь шум города, вглядываешься в лица прохожих... Похожее чувство охватывает, когда открываешь долгожданный подарок в праздничной упаковке, срываешь бант, а там – или разочарование, или радость. Китай стал радостью. Это стало понятно сразу, когда мы по жарким улицам шли в поисках хостела, а вокруг кипела обыденная пекинская жизнь, такая новая и удивительная для нас. Незаметно на лице появилась улыбка, которая прописалась там на два месяца – до конца поездки.

...Прогуливаясь по улицам Пекина, мы набрели на Saga International Hostel, удобно расположенный – три квартала до мола Plaza, метро, центрального проспекта, три квартала – до русского рынка Ябао, 10 юаней на такси – до центрального ж/д вокзала. Хостел расположен в одном из хутунов – тихой узенькой улочке с массой кафешек. Одна из них очень нам полюбилась – за наивкуснейшие дамплины по 5 юаней. (Дамплины – китайские пельмени с разными начинками: овощными, мясными, из морепродуктов. – Ред.) ...Решили поехать в парк Ихэюань – летний императорский дворец. На метро до станции Zoo и дальше на такси. Китайская подземка – просто супер. Билет – три юаня. Чисто, понятно, быстро и главное – почти нет людей. Полчаса на все виды транспорта – и мы в Ихэюане. Это был наш первый парк. Позже, посещая другие парки Китая, мы сделали вывод, что все они прекрасны по-своему: не было ни одного, который бы не понравился. В Ихэюане сейчас ведётся много реставрационных работ, поэтому некоторые из храмов закрыты. Незабываемые впечатления оставила сама прогулка по парку вдоль озера. Мы увидели поразительной красоты зрелище – лучи закатного солнца над водной гладью. Недаром этот парк называется «Парком безмятежного отдыха».

Обратно в хостел добрались на такси (всегда носите с собой визитку отеля!!!). Отужинали лягушкой в бамбуке, нудлс (разновидность лапши вроде нашей домашней. – Ред.) и зелёным чаем. Зашли на кухню поснимать приготовление заказанных лягушек. Кажется, для поваров мы представляли ещё больший интерес, чем они для нас. Они радостно начали демонстрировать нам своё мастерство – кто шинковал овощи со скоростью света, кто подбрасывал снедь в воге (китайская толстостенная сковорода наподобие наших «казанков». – Ред.), из-под которой вырывался столб пламени, кто мастерски разделывал рыбу, кто просто удивлённо пялился на монитор камеры. А потом, наслаждаясь принесёнными деликатесами и вдыхая аромат зелёного чая, мы, перебивая друг друга, вели диалог о том, какой замечательный первый день мы провели в Пекине и о том, какая это удивительная страна – Китай. Я начинала любить Китай и вычеркнула из памяти прошедшую ночь!

...Познакомились с итальянцем 47 лет. Прикольный тип. Последний раз был в Италии четыре года назад. Нет дома, нет семьи, нет постоянной работы. Всё, что есть, – это чемодан на колёсиках, в котором все его пожитки. Уже 25 лет путешествует по свету – два года в Австралии, два года в Таиланде... Новая Зеландия, Вьетнам, Испания и т. д. Сейчас вот – Китай, а через неделю – Монголия. Приезжает в страну, ищет работу, а когда накопит денег – едет путешествовать дальше, пока деньги не закончатся. А потом опять – работа, накопление, дороги...

Размышления первого дня

1. УАУ!!!!!!! Ого! Ух ты! Вот это да! Смотри-смотри!!!!! Прикольненько! – нормальный словарный запас нормального туриста, оказавшегося в Китае впервые.

2. Почему в унитазе пятизвёздной гостиницы две дырки?!!!! Непонятно...

3. Для моего слуха речь китайцев похожа на кашель от пыльного воздуха.

4. Китайцы оказались чистыми, аккуратными, и они, вопреки мифам, не пахнут.

5. До обеда над Пекином висит марево, жарко и душно.

6. Чай зелёный в бутылках – супер! В кафе зелёный чай подают исключительно без сахара. Теперь сама считаю извращением пить сладкий зелёный чай.

«Неправильный» коммунизм

Однажды в одном из одесских кафе в меню я прочитала в строке десертов: «Сало в шоколаде». Посмеялись. Подозвали официанта, похвалили за шутку, а он в ответ – ничего смешного, извольте отведать сало в шоколаде – 10 гривен...

Вот так и в Китае: помня эпоху строительства социализма в нашей стране, ожидаешь увидеть результаты правления коммунистической партии в виде унылых городов, потухших лиц, талонов на продукты, засилья политрекламы. А видишь чистые улицы, современные города, улыбающихся китайцев, хорошие автомобили, совершенную систему транспорта, отреставрированные памятники культуры. Создаётся впечатление, что Китаю совершенствовать почти нечего и всё, что европейцы пытаются придумать или увидеть под иным углом зрения, уже давно придумано китайцами. И лет через двадцать благодаря своему трудолюбию, традициям, менталитету и мудрости власть имущих они будут впереди планеты всей. Вот вам, ребята, и сало в шоколаде, а иначе – коммунизм.